Как выбрать тормозную жидкость

Тормозная жидкость является элементом одной из самых важных систем автомобиля. Несвоевременная замена тормозной жидкости несет в себе угрозу для жизни. О том, как ее выбрать, читайте в обзоре Aport.ru.

Даже компактная малолитражка весит не меньше тонны, тем не менее водитель может остановить ее за считанные секунды, просто нажав на педаль тормоза. Всю эту невидимую колоссальную работу проделывает тормозная система, важнейшим элементом которой является жидкость. Она отлично проводит давление, поэтому используется для передачи усилия от главного тормозного цилиндра к колесным. Благодаря ей обеспечивается контакт тормозных колодок с дисками, следовательно – и остановка авто.

Несмотря на столь ответственную роль системы, устроена она просто. Замена тормозной жидкости не требует особых знаний и усилий – это можно сделать как на станции техобслуживания, так и в домашнем гараже.

Поэтому подбор тормозной жидкости – задача, с которой сталкивается широкий круг автовладельцев.

Некорректно ставить вопрос, какая тормозная жидкость лучше? Ответ на него зависит от того, какой вид транспорта нужно будет ею “заправлять”.

Читайте: Как выбрать домкрат

Виды тормозных жидкостей

В состав любой тормозной жидкости входит основной компонент и присадка, причем на вторую составляющую приходится менее 10 процентов.

На основе этого принята классификация тормозной жидкости.

Минеральная. Изготавливается на основе касторового или другого минерального масла с добавлением спиртов. Имеет ряд существенных недостатков: замерзает при температуре -20°C и агрессивно воздействует на металлические детали, а главное – имеет невысокую температуру кипения. Применяется только для отечественных автомобилей прошлого поколения с барабанным типом тормозов.

Но есть и современные модели авто, в руководстве по эксплуатации которых будет указано требование о необходимости использовать минеральные тормозные жидкости. Например, некоторые модели Citroën и Rolls-Royce.

Синтетика из полигликоля. Изготавливается на основе полиэтиленгликолей. Самая распространенная.

Имеет отличные смазывающие свойства. В числе главных недостатков – гигроскопичность. Может вызвать повреждение лакокрасочного покрытия автомобиля.

Синтетика из силикона. Основа таких жидкостей – кремниево-органические полимеры. Собрали в себе все достоинства, которые только могут быть у тормозной жидкости: имеет высокую температуру кипения, хорошие показатели вязкости и совершенно негигроскопична. Но и стоит дороже. Чаще всего используется для “заправки” тормозов гоночных автомобилей. Маркируется SBBF (silicon based brake fluids).

Гликолевые тормозные жидкости по своим эксплуатационным характеристикам больше других подходят для использования в большинстве автомобилей, поэтому являются самыми распространенными.

Жидкости этого типа полностью соответствуют современным международным стандартам. Стоит оговориться, что национального стандарта качества для этого расходника в РФ нет – пользуются установленным в США, который маркируется DOT.

Гликолевые тормозные жидкости бывают:

  • DOT 3. В ее основе соединения гликолей (двухатомных спиртов). Имеет сравнительно невысокую температуру кипения и свойственную для всех жидкостей этого класса гигроскопичность.
  • DOT 4. Изготавливается на основе гликолей и полиэфиров борной кислоты. Температура кипения выше.  Входящая в ее состав борная кислота помогает нейтрализовать влагу, повышая гигроскопичность жидкости.
  • DOT 5.1. Состав похож на DOT 4, но добавление специальных присадок повышает ее температуру кипения и уменьшает гигроскопичность.  Имеет смысл покупать только для автомобилей, которые ездят на высоких скоростях и часто совершают экстренные торможения. Используется в мототехнике.

Автомобилисты и производители утверждают, что имеющие один состав тормозные жидкости можно смешивать. То есть, DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы.

Но только если речь идет о расходниках от одного производителя, чтобы присадки были одного типа.

Маркировка DOT 5 указывает на ТЖ, созданную на силиконовой основе. С вышеперечисленными жидкостями она несовместима.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что важными эксплуатационными характеристиками таких жидкостей являются:

Температура кипения. Она должна быть не ниже 230 °C. Из-за трения тормозного диска о колодки система очень нагревается. В результате жидкость может вскипать. Это чревато образованием пузырьков газа и так называемой паровой пробки, которая не позволит обеспечивать должное давление в системе.

Вязкость. Она должна быть от 750 до 1800 мм2/с. Низкая вязкость позволяет легче и быстрее передавать тормозное усилие.

Гигроскопичность. Насколько бы ни была герметична система, какое-то количество влаги извне все равно будет попадать в нее через микротрещины.

Когда в составе тормозной жидкости доля таких вкраплений достигнет 3,7%, появится потенциальная опасность отказа тормозов. Ответ на вопрос, зачем менять тормозную жидкость, прост. Содержащаяся в системе влага опустит температуру ее кипения, повысит риск газообразования, а при низких температурах может замерзнуть.

По этой же причине хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости. Это исключит ее контакт с воздухом и не даст напитаться влагой.

Срок хранения тормозной жидкости составляет 30 месяцев от даты производства до первого вскрытия.

Читайте: Как выбрать пуско-зарядное устройство для АКБ

Как часто нужно менять тормозную жидкость

Периодичность замены тормозной жидкости определяется просто. Чтобы не покупать специальные приборы для измерения масштабов ее износа, можно ориентироваться на пробег. Желательно делать это каждые 30 тысяч накрученных на спидометре километров. В среднем, это каждые 2-3 года.

Силиконовая может служить до пяти лет.

Минеральную рекомендуется меняют раз в год и по окончанию зимнего времени.

Однако эти ориентиры условны. Любое проявление ухудшения ее характеристик – изменила цвет, тормозная педаль проваливается или заедает, стал длиннее тормозной путь – жидкость нужно менять.

Ее цена несопоставимо меньше, чем личная безопасность.

Сколько стоит тормозная жидкость

Цены на самый часто используемый вид DOT4 стартуют от 170 руб. за литр.

Тормозная жидкость TRW от немецкого производителя обойдется около 500 руб. за литр и около 1500 руб. за 4,5 литра.

Она изготавливается на основе полиалкиленгликолевых и борсодержащих эфиров. Также содержит присадки, которые обеспечивают высокий уровень антикоррозийного действия, а также препятствуют образованию паровых пробок даже при высоких температурах.

В этом же ценовом диапазоне находится синтетическая маловязкая тормозная жидкость на основе эфиров гликоля и борной кислоты от LIQUI MOLY и Mobil.

Литр тормозной жидкости CASTROL обойдется в сумму около 700 руб. Является синтетическим составом высокой эффективности.

В числе заслуживших авторитет в этом сегменте – синтетические продукты от фирмы BOSCH.

Объем тормозной жидкости, который понадобится для полной ее замены в системе, зависит от марки авто. Ориентировочно – от 1 до 2,2 литра. Например, тормозная система Ford Focus  вмещает 1л и 250 мл.

Водители нередко с целью экономии проводят так называемую прокачку системы, добавляя в нее какое-то количество свежей жидкости. Так делать не рекомендуется, потому что значительная часть уже изношенной ТЖ все равно остается, что не лучшим образом сказывается на эксплуатационных свойствах всего состава.

Какого цвета тормозная жидкость? Ее окрашивают в разные цвета, чтобы исключить случайное смешивание несовместимых жидкостей.

Минеральная тормозная жидкость имеет зеленый цвет, все полиэтиленгликолевые (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1) – янтарно-желтый (похожа на яблочный сок), силиконовые DOT 5 – розовый и красный.

Сравнить модели и цены можно на  Aport.ru.

Опубликовано: Автор:
10
на основании 2 голосов
Поделиться статьей с друзьями:
Отзывы:
Нет результатов.
Наверх